09 Сентября 2014 Просмотров: 1236
Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры
АУ ДПО ХМАО – ЮГРЫ
«Институт профессионального образования и
исследования рынка труда»
Центр инновационной и профориентационной работы
Профориентационные игры для учащихся начальных классов
общеобразовательных учреждений
Методические рекомендации
Ханты-Мансийск
2014 г.
Методические рекомендации по организации профориентационных игр для младших школьников
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.
В системе общего образования накоплен достаточно большой опыт профориентационной работы со старшеклассниками в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, который отражен в различных методических материалах. Вместе с тем, элементы профориентации можно увидеть во внеклассной работе, в воспитательной работе классных руководителей и учителей начальных классов, в системе дополнительного образования детей. Стоящие перед педагогическими коллективами задачи по формированию универсальных учебных действий, профессионального самоопределения школьников, их социализации с неизбежностью актуализируют необходимость организации целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.
По оценкам некоторых специалистов одной из причин низкой эффективности профориентации является ее смещение на подростковый возраст. Между тем во многих документах и методических статьях отмечается, что профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. Но данная деятельность не должна повторять формы и методы, используемые в средних и старших классах. На наш взгляд, основной формой профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста должна быть игра.
Чем обусловлена необходимость организации работы по формированию основ профессионального самоопределения обучающихся уже в начальной школе?
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия продавца, водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В младшем школьном возрасте правильней говорить о становлении не столько профессионального, сколько личностного самоопределения как основе будущего выбора профессии в подростковом возрасте.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, интересных историй, занимательных случаев и впечатлений взрослого. На этой стадии создается определенная эмоционально-наглядная основа, на которой осуществляется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на этой основе, школьник мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем большее число профессий будет знакомо ребенку и чем шире будет его представление о мире профессий, тем проще он в дальнейшем осуществит процесс формирования своего профессионального плана.
Исходя из психологических особенностей младших школьников, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о мире профессий в процессе его участия в профориентационных играх, в общении со взрослыми.
Настоящие методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам в организации и проведении профессиональной ориентации в начальном звене - во внеклассной работе. Методические рекомендации содержат сценарии проведения настольных игр и ролевых профориентационных занятий с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов.
Возрастные особенности младших школьников
Содержание и структура профориентационных занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
Начальная школа (1–4-е классы, 7–10 лет) – пропедевтический этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду, ответственности, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях, в том числе с учетом потребностей регионального и местного рынков труда.
К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственной техники».
Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Достаточно трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «Папа твой возможно тоже умеет ездить на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем».
Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно в первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие рассуждения (более 5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно):
Исходя из того, что в первом классе учащийся адаптируется к учебной деятельности, к новому режиму, детскому коллективу и т.д., мы рекомендуем профориентационные занятия с данной категорией школьников не проводить. Во втором – четвертом классах возрастные особенности младшего школьника уже не столь сильно связаны с дошкольным периодом, поэтому рассмотрим их отдельно.
Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2-4 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов.
К окончанию 4 класса школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах либо в группах.
Очень важно во 2–4-м классах развивать способность к интерпретации (объяснению), умение детей описывать, какие события изображены на картинке и оценивать происходящее на ней. Если у первоклассников наблюдение носит целостный (нераздельный, недифференцированный) характер, то во 2–3-м классе необходимо развивать:
Третий класс – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.
В 4 классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, то есть заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в предподростковом возрасте. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть, младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется способность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
К 3–4-му классам учащиеся уже должны:
Профориентационные занятия в начальной школе
Из краткого анализа возрастных особенностей младшего школьника можно сделать вывод о необходимости учитывать существенные аспекты построения профориентационного занятия в начальной школе. При организации профориентационной работы в начальной школе важно знать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.
Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Учитель знакомит младших школьников с профессиями родителей, с наиболее распространенными профессиями в процессе изучения предметов, чтения художественной литературы, экскурсий, профориентационных игр. При этом необходимо постепенно формировать у детей понимание слова «профессия». Как правило, спрашивая у детей «Что такое профессия?», в ответ часто можно услышать (в силу возрастных особенностей маленьких школьников) «Врач, повар, водитель…». Затем желательно перейти к вопросу: «А какие знания нужны людям, которые ими становятся? (А что нужно знать этим людям, которые выбрали профессию...?)». В итоге постепенно формируется понятие «профессия», позже с детьми можно объединять профессии по способу деятельности («одни учат, другие лечат, третьи ремонтируют, варят и т.п.), качеству и сложности подготовки, творчеству и др. Таким образом, естественным путем возникает потребность начать об этом разговор с детьми на специальных занятиях по профориентации.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
При планировании профориентационных занятий рекомендуем опираться на общепринятую структуру описания любого учебного занятия:
Тема занятия должна соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться обучающиеся: учитель, повар и др. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!».
Как в любой другой работе, в профориентационной - также ставится цель.
Цель: создать условия для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.
Задачи занятия:
Задачи – это промежуточные шаги по достижению цели. Если занятие рассчитано на 30 минут, то таких задач может быть не больше трех. Другими словами, все, что вы делаете для достижения цели нужно отразить в задачах. Самое главное – они должны быть сопоставимы с целью и сформированы максимально понятно и конкретно.
Обучающиеся 2-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.
Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклассников должны включаться две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.
При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов той или иной профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс настольных игр, называемых «профлото»: «Угадай профессию», «Собери профессию», «Пятый лишний».
При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий природный мир, астрономия, чтение, спорт, математика и т.д. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным задачам. Коллективные (групповые) игры по профориентации для школьников важны еще и потому, что в процессе игры дети общаются друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре. Они получают коммуникативные навыки: учатся взаимодействовать друг с другом, высказывать свое мнение и слушать других участников игры.
Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы освоить интересующую профессию. Профориентация школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором впоследствии не будут жалеть. А игры для школьников по профориентации – это первые шажочки к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни. Примеры профориентационных занятий и игр мы предлагаем в нашей методичке для учащихся начальных классов.
Дополнительные формы профориентации с младшими школьниками.
Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры. Например, в беседе «Что из чего делается?» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа начинается с загадки: «Стоят в поле сестрички – Желтый Глазок, Белые Реснички. На каждой ресничке – вопрос. Сколько учеников, столько и вопросов. Ответил на вопрос – оторвал лепесток. Кто больше наберет лепестков, тот и победит». Живой интерес вызывает беседа - рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш» «Меня зовут стеклянная банка» и т.п.): кто производит эти предметы, какие материалы необходимы для их изготовления, для чего они нужны (кто пользуется этими предметами?) и т.д.
Важно помнить, что приглашаемых на встречу с детьми специалистов необходимо готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Как правило, в первую очередь, обращаются к родителям, которые имеют возможность прийти и рассказать о своей профессии. Опыт работы многих учителей показывает, что некоторые родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – им надо помочь. Также известно, что ученикам начальных классов очень интересно бывать на рабочем месте своих родителей.
Результатом подобного мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, но и гордость конкретного ученика за родителей.
Речь идет не только о крупных предприятиях и организациях. О наблюдении за деятельностью специалиста на рабочем месте можно договориться с руководителем ближайшей от школы фирмы, малого предприятия и т.д. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Рекомендуем следующий алгоритм подготовки экскурсии:
Для того, чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу.
К 3 - 4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии.
Поэтому акцент в ранней профориентации целесообразно делать на расширении представлений о мире профессий с учетом регионального рынка труда, развитии ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и познавательной сферы, формирование реалистичной самооценки.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. Сформированные навыки самостоятельной деятельности.
2. Интерес к различным видам профессиональной деятельности.
3. Общая ориентация в мире профессий.
4. Потребность в оказании взрослым посильной помощи.
Основными методами профориентационной работы являются игровая деятельность, диалогическое общение, активизирующие методы, наглядность и образность используемых материалов. Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию фрагментов из художественных и мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни, наглядных пособий.
В настоящем УМК представлены десять игр и игровых профориентационных занятий для начальной школы, объединенных перечисленными выше подходами, целями и задачами. Рисунки, фрагменты мультфильмов и видеофильмов представлены в приложении.
Профориентационные игры можно проводить на уроке (например, профлото) и во внеурочной деятельности.
Примерное содержание профориентационных занятий и игр.
Тематика профориентационных игр и занятий.
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Урок-игра «Кто построил этот дом?» |
Урок-игра «Волшебный магазин» |
Урок-игра «Профессиональная рулетка» |
Настольная игра профлото «Строители» |
Настольные игры профлото «Угадай профессию», «Собери профессию» |
Настольная игра профлото «Пирамида» (мужские и женские профессии) |
Урок-игра «Кто нас кормит» |
Настольная игра профлото «Пятый лишний» |
Урок-игра «Что кому нравится» |
|
|
Настольная игра профлото «Матрица профессий» |
2 класс
1. Профориентационное занятие «Кто построил этот дом?»
Вводная часть (5 минут)
Учитель: Добрый день, девочки и мальчики, сегодня у нас необычный урок. Вы перешли во второй класс, вы уже привыкли к школе и своим одноклассникам. А знаете ли вы, кому обязаны тем, что учитесь в теплых, чистых и светлых классах, завтракаете и обедаете в школьной столовой, чувствуете себя в безопасности? На наших уроках вы встретитесь с героями книг и мультфильмов, которые расскажут вам о разных профессиях.
Основная часть
Просмотр и обсуждение мультфильма «Три поросенка» (10-15 минут)
Примечание. Можно использовать м/ф студии У. Диснея или м/ф Р. Саакянца, а также текст сказки «Три поросенка» в сопровождении слайд-шоу иллюстраций К. Ротова или использовать аудиозапись.
При просмотре целесообразно использовать технику «стоп-кадр»: в ключевых моментах учитель делает паузу и задает детям вопросы на понимание, акцентируя важные идеи произведения.
Примерные вопросы:
Кто построил школьный дом? (10 минут)
Быстро дома строятся только в сказках. Я хочу вам рассказать, как создавалась наша школа (учитель знакомит учеников с историей школы, показывает фотографии, слайды и видеофрагменты, иллюстрирующие школьную жизнь)
Строю бани, строю школы, строю новые дома,
Строю целые деревни, строю даже города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Что б жилось в тепле, уюте даже в сильные снега.
В своем деле я художник и над ленью победитель.
Догадались вы, ребята? Правильно! Строитель!
Посмотрите вокруг и скажите, что сделано руками строителей? (стены, пол, потолок, окна, двери, лестницы и т.д.)
Из каких материалов сделаны эти предметы? (кирпич, железо, пластик, стекло, доски и т.д.)
В школе уроки ведут разные учителя. Сколько учебных предметов, столько и учителей. Уже сейчас вас учит несколько учителей (какие?), а в старших у вас их будет намного больше, потому что одному человеку невозможно знать все науки и учить всему других.
В большой семье строителей тоже много разных строительных специальностей. Какие вы знаете? Дом проектирует (архитектор). Стены кладет (каменщик), крышу делает (кровельщик), строительным краном управляет (крановщик), стены выравнивает (штукатур), а красит (маляр), окна вставляет (стекольщик). Для того, чтобы было светло, работали компьютеры, телефоны, сигнализация, необходимо электрическое оборудование. За его бесперебойную работу отвечает (электрик). В наших краях большую часть года холодно, поэтому очень важна работа отопительной системы, работу которой обеспечивает (оператор котельной). Школа не может работать без водопровода и канализации, поэтому так важна работа (слесаря-сантехника).
Домашнее задание «Интервью» (5 минут)
По телевидению часто показывают, как тележурналисты берут интервью у разных людей. Каждый человек интересен, надо только это увидеть и показать зрителям. У вас есть возможность попробовать себя в роли журналистов. Если ваши родители, родственники или знакомые работают в строительстве, спросите их, чем они занимаются? Любят ли они свою работу? Какие инструменты им нужны для работы? Представьте, что произойдет, если исчезнет хотя бы одна строительная специальность. Расскажите об этом на следующем уроке.
Если профессии ваших родных и знакомых не связаны со строительством, вы можете обратиться с этими вопросами к работникам школы, которые обеспечивают нам свет, воду и тепло. Вы можете объединиться в «съемочную группу»: один договаривается об интервью, другой задает вопросы, третий снимает интервью на фотоаппарат, видеокамеру или телефон. На следующем уроке «съемочная группа» покажет свой репортаж зрителям-одноклассникам.
Примечание. Важно, чтобы учитель заранее договорился с сотрудниками школы и родителями на родительском собрании, чтобы взрослые были готовы к вопросам детей. Учителю надо так организовать работу, чтобы ребята не опрашивали одного человека несколько раз.
2. Настольная игра профлото «Строитель» (10 минут)
Для игры необходимо иметь комплект игровых полей по числу участников и один комплект карточек (Приложение 1). Если имеется техническая возможность, то желательно, чтобы изображения предметов проецировались на экран.
Учитель спрашивает, кто хочет сыграть в лото. Играть можно индивидуально, в парах за своей партой или в четверках, повернувшись к соседям, сидящим сзади. Однако играть в лото всем классом трудно, т.к. надо будет отслеживать, кто первый ответит на вопрос. Поэтому есть смысл разделить класс на игроков и болельщиков. Можно ввести команду судей, которые будут оценивать правильность ответов.
Ход игры
Игроки команды получают лист плотной бумаги формата А4 или А3, на котором написаны названия четырех строительных профессий (каменщик, маляр, электрик, сантехник) и инструментов, которые они используют в своей работе. Учитель в случайном порядке выводит на экран изображения этих инструментов или демонстрирует рисунок. Игрок, первый отгадавший, кому он принадлежит, поднимает руку. Если ответ верный, он получает карточку с изображением и закрывает карточкой его название. Учитель может уточнить, для чего нужен этот инструмент (орудие труда). Можно спросить, что из предметов, относящихся к труду каменщика, не является инструментом (кирпич). Выигрывает игрок или команда, закрывшие наибольшее количество клеток на игровом поле. Победителю можно вручить приз в виде сувенира по теме игры.
Примечание. Если сделать несколько комплектов лото, можно организовать игру с несколькими учениками одновременно, победит тот, кто быстрее заполнит поле.
3. Профориентационное занятие «Кто нас кормит?»
Вводная часть
Учитель: Добрый день, девочки и мальчики. На прошлом уроке вы узнали о людях, которые построили нашу школу. Как называются их профессии? (строитель, каменщик, крановщик, маляр, электрик, сантехник и т.д.).
Основная часть
Мы продолжаем знакомство со школой и людьми, которые каждый день заботятся о нас. Угадайте, о какой профессии пойдет речь?
Жарим, варим и печем
И жара нам нипочем
Суп, компот, блины, омлет –
Приглашаем на обед.
У плиты стоим с утра.
Мы, ребята, (повара)
Чем отличается работа ваших мам и бабушек, которые каждый день готовят пищу для своей семьи, от работы профессионального повара? (повар работает целый день, получает за свою работу зарплаты, кормит множество людей, обучался профессии повара)
Где работают повара? (в столовых, кафе, ресторанах, школах, санаториях, больницах, военных частях и т.д.)
Просмотр видеофрагмента «Повар, кондитер» (8 минут)
Викторина (5-8 минут)
На прошлом уроке вы познакомились со строительными специальностями. Вспомните, из каких материалов строят дома (кирпичи, доски, бревна, бетонные блоки и т.д.) Чтобы приготовить обед, тоже нужны материалы, или продукты. Угадайте, как они называются.
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился (сахар)
Из чего получают сахар? (свекла, тростник)
Егорка испек лакомую горку (торт)
Как называется специальность Егорки? (кондитер)
Дедушка смеется, на нем шубонька трясется (кисель)
Какой продукт придает киселю вид желе? (крахмал, желатин)
Из чего делают крахмал? (из картофеля, кукурузы)
Маленькое, сдобное колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем (бублик)
Из чего делают бублик? (из муки)
Назовите другие изделия из муки (хлеб, кекс, печенье, макароны и т.д.)
Из чего делают муку? (зерно)
Просмотр и обсуждение фрагмента мультфильма «Муравей и зерно» (8-10 минут)
Вопросы для обсуждения
Какая профессия подошла бы муравью?
Что произошло бы, если муравей не послушал совета зерна?
Зачем муравьи стали сажать зерна нового урожая в землю?
Почему говорят «Хлеб – всему голова»?
Игра «Фрукты-овощи» (8-10 минут)
Для игры необходимо иметь набор из девяти карточек с изображениями фруктов и овощей (Приложение 2). Если имеется техническая возможность, то можно изображения предметов проецировать на экран. Играть можно индивидуально или в микрогруппах. Индивидуальная работа имеет преимущественно диагностический характер, групповая – развивающий.
Ход игры
Учитель показывает детям карточки с изображением фруктов и овощей. Они должны реагировать на овощи топаньем ногами, а на фрукты – хлопаньем в ладоши.
Затем учитель приглашает к доске двух учеников и дает каждому комплект из девяти карточек «Фрукты-овощи». Ученики должны разложить карточки на группы, чтобы в каждой группе оказались похожие карточки. Побеждает тот, кто быстрее всех предложит распределить карточки по разным признакам (одинаковые по цвету; овощи-фрукты и т.п.) и сможет объяснить почему он классифицировал по выбранному признаку.
Овощи и фрукты – это источник здоровья, настроения и красоты. В них содержится много витаминов, минералов и других веществ, необходимых для человеческого организма.
Что можно приготовить из овощей? (супы – щи, борщ; тушеные овощи, салаты, винегрет)
Как называется пища, не содержащая животных продуктов? (постная, вегетарианская)
Как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде; фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет, хотя сладковатая свекла и морковь – овощи; овощи обычно растут в земле и на травянистых кустах, а фрукты на деревьях)
Кто выращивает фрукты и овощи? (фермер, садовод, овощевод)
Завершение игры
Учитель: Сегодня вы познакомились с профессией повара. А знаете ли вы, как зовут наших школьных поваров? Какие блюда вам больше всего нравятся?
Цель игры: пробуждение у младших школьников интереса к профессиям, развитие творческих способностей, логического и ассоциативного мышления, знакомство с понятием «способности».
Материалы для игры: видеопроектор, видеофрагменты из фильмов и мультфильмов, смонтированные в 2-3 минутный видеосюжет; карточки или плакаты с символическим изображением необычных способностей и волшебных предметов (5-10 изображений).
Игра может проходить в классе или другом просторном помещении. Продолжительность - один урок.
Вводная часть (3-5 минут)
Демонстрация фрагментов из сказок, герои которых получают волшебные предметы и необыкновенные способности (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковер-самолет и т.д.).
Учитель: Ребята, вспомните сказки, фильмы и мультфильмы, в которых исполняются желания человека. Представьте, что вы попали в волшебный магазин, где можно купить предмет, исполняющий ваше желание. Что бы вы купили?
Упражнение «Мой выбор» (8-10 минут)
Ученики по очереди называют предметы и объясняют свой выбор. При затруднениях можно использовать символические изображения необычных способностей (летать, путешествовать во времени, быть невидимым, принимать обличье других людей и животных, читать чужие мысли, понимать язык зверей и птиц, проходить сквозь стены и т.д.) и волшебных предметов (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковер-самолет и т.д.).
Упражнение «Плата» (8-10 минут)
Учитель: вы объяснили свой выбор в волшебном магазине. Но за покупки всегда надо платить. Плата за необычные покупки тоже необычная. Подумайте, чем вы рискуете, приобретая необычные способности.
Ответы учащихся ведущий записывает на доске или флипчарте.
Примеры:
Способность/ покупка |
К чему может привести покупка |
Что в этом плохого |
скатерть-самобранка |
Ничего не надо делать самому |
Лень и безделье приводит к ожирению и потере здоровья, можно умереть от скуки |
Волшебная палочка |
Не надо ни о чем беспокоиться |
Можно вырасти легкомысленным и безответственным человеком |
проходить сквозь стены |
Мною все восхищаются |
Можно стать хвастуном и зазнайкой, с которым никто не захочет дружить |
Старик Хоттабыч (Джин) |
Не надо думать и учиться |
Снижение интеллекта, потеря способностей |
быть невидимым |
Меня никто не видит |
Будут толкать, сбивать с ног, меня может задавить машина |
читать чужие мысли |
Я узнаю, что люди думают обо мне |
Можно узнать о себе много неприятного |
Упражнение «Сам себе волшебник» (10-15 минут)
Учитель: Подумайте, можно ли приобрести способности и возможности, о которых вы мечтаете, обычным путем? Какие профессии позволяют развить эти способностями?
На самом деле ничего сверхъестественного в этих способностях нет – мастер своего дела всегда немного волшебник, ведь он делает то, что другие делать не могут.
Вы можете стать невидимым для окружающих, если будете вести себя незаметно, внимательно присматриваясь ко всему, что происходит вокруг вас.
Вы сможете читать чужие мысли, если будете с интересом, вниманием и сочувствием выслушивать собеседника.
Ваше воображение поможет вам совершать путешествия во времени и пространстве.
Способность к перевоплощению поможет вам принимать облик других людей и животных.
Вы можете понимать язык зверей и птиц, если любите их и чувствуете настроение и состояние.
Способность путешествовать во времени
Вам должна понравиться работа, где можно реконструировать прошлое и моделировать будущее. Этим занимаются аналитики, футурологи, историки, археологи, писатели.
Способность принимать облик других людей и животных
Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Способность к перевоплощению – качество, необходимое людям искусства – писателям, актерам.
Способность читать чужие мысли
Может быть, вы способны увидеть, что стоит за словами. Обратите внимание на профессии дипломата, юриста, психолога, разведчика, которым важно понимать, что думают и чувствуют другие.
Способность понимать язык животных и птиц
Если вы любите живую природу и замечает малейшие изменения в поведении животных и птиц, то из вас получится хороший ветеринар, дрессировщик, кинолог, работник цирка или зоопарка.
Домашнее задание
Нарисуйте «волшебный» предмет, который хотели бы иметь, и подумайте, можно ли получить желанное качество естественным путем, развив свои таланты и способности. Какая профессия позволяет это сделать? Запишите свои мысли рядом с рисунком.
Настольная игра профлото «Угадай профессию»
Игровое поле представляет собой лист плотной бумаги формата А4 или А3 (лист желательно заламинировать), разделенный на 20 клеток (5х4). В клетках каждой строки изображены атрибуты важной отрасли народного хозяйства (нефтедобывающая промышленность, сельское хозяйство, газодобывающая промышленность, лесное хозяйство) (Приложение 3).
Играть лучше в микрогруппах по 4-5 человек, сидящих за одним столом. Игроки должны по атрибутам определить отрасль народного хозяйства (сфера труда), назвать 2-3 профессии этой отрасли и продукты производства. Команда, которая готова отвечать, должна первой включить лампу на своем столе (могут быть и другие сигналы). Игра состоит из четырех раундов (по числу отраслей). Правильность и полноту ответов оценивают судьи из числа учеников. За каждый правильный ответ начисляются баллы, которые фиксируются на доске или табло. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Игра направлена на повышение информированности о важнейших отраслях народного хозяйства и профессиях, развитие речи, ассоциативного и логического мышления, памяти и внимания, воспитывает интерес и уважение к рабочим профессиям.
Настольная игра профлото «Собери профессию»
Игровое поле представляет собой лист плотной бумаги формата А4 или А3 (лист желательно заламинировать), разделенный на 15 клеток. В клетках каждой строки изображены атрибуты пяти профессий (Приложение 4). Необходимо собрать все атрибуты, относящиеся к каждой из пяти профессий (повар, строитель, доктор, спасатель, пожарник). Играть можно как в парах, так и индивидуально. После сбора всех атрибутов можно спросить, чем характеризуется каждая профессия? Какие качества необходимы для выполнения работы по каждой профессии?
Игровое поле представляет собой лист плотной бумаги формата А4 или А3 (лист желательно заламинировать), разделенный на 20 клеток (5х4). В клетках каждой строки изображены атрибуты, относящиеся к четырем профессиям (медицинский работник, повар, швея, садовод) (Приложение 5). По команде учителя школьник должен определить, какой из пяти предметов лишний для выполнения работы по каждой из четырех профессий. Побеждает тот, кто быстрее найдет лишний предмет. Можно уточнить, что делают каждым из представленных предметов. Игра знакомит детей с понятиями «инструмент», «орудие труда», повышает осведомленность о содержании работы представленных профессий, способствует развитию речи, логического мышления, памяти и внимания, воспитывает интерес к профессиям.
4 класс
Подростки очень часто выбирают профессию из соображений престижа. Между тем среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» является самым коварным. Работу по снижению значимости фактора престижа целесообразно начинать в начальной школе, когда еще не сформировались стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии.
В ходе игры «Профессиональная рулетка» школьники не только знакомятся с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и начинают понимать смысл любой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой. Участники игры самостоятельно и с помощью ведущего ищут и находят аргументы в защиту необходимых, но не самых популярных профессий.
Время проведения – 1 урок. Место проведения – класс или просторное помещением со стульями, расставленными по кругу. Список профессий может быть сокращен или дополнен с учетом числа учащихся.
Необходимые материалы: карточки с описаниями профессий (Приложение 6), жетоны для участников.
Ход игры
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто...» (5-10 минут)
Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Ведущий в центре круга дает команду «Поменяйтесь местами те, кто (сегодня чистил зубы, делал зарядку, позавтракал, сделал уроки и т.п.)». Когда ребята встанут со своих мест, ведущий должен занять освободившийся стул. Таким образом, в роли ведущего окажется кто-то из учеников, который теперь сам дает команду и старается занять место. Игра необходима, чтобы ребята оживились и почувствовали себя раскованно.
Основная часть
I этап (25 минут)
На стульях можно заранее разложить конверты с описаниями профессий.
Автослесарь |
Агроном |
Бухгалтер |
Врач |
Журналист |
Строитель |
Фермер |
Библиотекарь |
Учитель |
Дизайнер |
Водитель |
Лесник |
Программист |
Продавец |
Архитектор |
Нефтяник |
Эколог |
Инженер |
Менеджер |
Пожарный |
Военный |
Повар |
Портной |
Полицейский |
Плотник |
Когда ребята усядутся в круг и упокоятся, учитель рассказывает, что в одном городе есть такой обычай: профессию выбирают с помощью рулетки и предлагает проверить, как работает этот обычай.
Для этого надо достать из своего конверта текст о профессии и прочитать его про себя, никому не показывая. Затем ребята по очереди в течение минуты представляют свои профессию, рассказывая об их важности, но не называя. Тот, кто первый отгадает профессию, получает символический приз или жетон.
II этап (15 минут)
Учитель: Есть ли среди отгаданных профессий профессии ваших родителей? Как ваши родители относятся к своей работе? Кто из вас хотел бы выбрать эти профессии?
Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей и производителей продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны полицейские. Среди профессий, о которых мы сегодня говорим, есть массовые и достаточно редкие. Каких специалистов нужно больше всего?
Ребята по очереди называют профессии, а учитель записывает их в строчку на доске или большом листе. На нижнем ярусе, вероятно, будут профессии водителя, нефтяника, строителя, врача, учителя, а на верхнем этаже – профессии архитектора, журналиста, лесника, дизайнера. Важны не столько правильные ответы, которых может и не быть, сколько сам процесс обсуждения. Наиболее активным игрокам ведущий может вручить символические призы или жетоны.
Цели и задачи: расширение представлений о содержании профессий и профессионально важных качествах; помощь в осознании гендерных различий; опыт межполового взаимодействия; формирование позитивных установок по отношению к лицам другого пола; тренировка пространственной ориентации.
Необходимые материалы: 16 карточек к игре с номерами профессий и 16 карточек с названием профессий (Приложение 7), видео «Мужские профессии», цветные карандаши или фломастеры.
Условия проведения игры: для двух команд необходимо составить столы в разных частях помещения так, чтобы дети могли сесть полукругом. Посередине помещения ставится общий стол, на котором разложены карточки из одной пирамиды (16 карточек) мужских профессий номерами вверх.
Учитель: Мальчики и девочки не похожи друг на друга. Они отличаются не только внешне: девочки лучше отвечают устно, зато мальчики лучше ориентируются в пространстве и выполняют задания, требующие поисковой активности; мальчики чаще задают вопросы для получения информации, а девочки для общения; девочкам важнее эмоциональная поддержка: мальчики отличаются быстротой мышления, а девочки – гибкостью.
У мужчин более развита мускулатура, поэтому они лучше справляются с тяжелой физической работой – в шахтах, на разгрузке вагонов женщин не встретишь. Мужчины лучше приспособлены к опасной работе, связанной с рисками. В пожарном отряде, бригаде спецназа или оперативно-следственном отделе полиции женщины встречаются редко. Зато много женщин, где нужно общение, разговоры. Женщины более внимательны к мелочам и лучше их запоминают, поэтому они хорошо работают с цифрами и документами.
Исходя из этих различий, можно предположить, что мужчины и женщины эффективны в разных сферах деятельности. Что же это за различия?
Интересно, что говорят по поводу разделения на мужские и женские профессии взрослые (видеофрагмент «Мужские и женские профессии»).
Учитель: Вспомните книги и фильмы, герои которых – настоящие мужчины – сильные, смелые, благородные, то есть мужественные. Назовите профессии, где необходимы эти качества.
Настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину.
Послушайте стихотворение «Деловой человек», написанное женщиной-поэтом Н.Е. Богуславской и посвященное будущим мужчинам.
Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг:
Сегодня понедельник, вам в школу, ученик.
Он делает зарядку и моется по грудь.
В портфеле всё в порядке, позавтракал – и в путь.
Смотрит мама на сына! Аккуратно одет -
Настоящий мужчина – деловой человек.
Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы.
Готов всегда к уроку – всё знает, что спроси.
Хорош в любой работе, послушно всё ему,
А коль попросит кто- то, поможет он тому.
Смотрит мама на сына: Начинает свой век
Настоящий мужчина – деловой человек.
Учитель: Сегодня мы с вами будем играть в игру Пирамида». Пирамида – это самая устойчивая фигура. Мы будем складывать пирамиду из профессий, которые должны отгадать по их описанию. Для проведения игры нам надо разбиться на две команды. Задача каждой команды – заработать больше очков, выложить правильно пирамиду с мужскими профессиями; провести обсуждение в командах – не выкрикивать ответ без команды ведущего.
Правила игры:
1. Команда по жребию первая выбирает ячейку с номером (от 1 до 16).
2. Ведущий зачитывает вопрос, а игроки должны угадать профессию.
3. Время на обдумывание и обсуждение в команде – 20 секунд.
4. После сигнала «Стоп» команда дает ответ, обосновывая его (какие фразы, слова в вопросе помогли узнать профессию).
5. Если ответ верный, то команда получает балл, а представители команд подходят к столу, берут карточку с угаданной профессией и выкладывают на свое место (названный номер) в пирамиде мужских профессий номером вверх. Игроки называют плюсы и минусы профессии.
6. Если ответ неверный, то ход переходит к другой команде.
7. Если ответ второй команды неверный, карточка остается на общем столе до конца игры и переходит на брейн-ринг.
8. Брейн-ринг: на оставшиеся на столе карточки с номерами задаются повторные вопросы. Отвечает то, кто быстрее поднимет руку. Команда получает балл за верный ответ. Если ответ неверный, отвечает игрок из другой команды.
9. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
10. За ответ без команды ведущего у команды балл снимается.
Схему пирамиды можно вывести на экран или изобразить на плакате (Приложение 7).
Участники команд выкладывают на своих столах пирамиды, помещая треугольник с номером в нужное место.
ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ПИРАМИДА МУЖСКИХ ПРОФЕССИЙ»
Подведение итогов и определение победителя
Команда, набравшая большее число баллов, объявляется победителем. Всем участникам вручаются памятные призы, а победившей команде – общий приз. Это могут быть торт или пицца, которыми победители по завершении игры могут угостить проигравших.
Завершение игры
Возьмите карандаши и нарисуйте на обратной стороне карточек орудия труда или предметы, указывающие на эти профессии (каждой команде по 8 профессий). Если кто-то закончит свою работу раньше, пусть поможет товарищам по команде. Примерное время работы – 10 минут.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали о содержании и профессионально ванных качествах так называемых «мужских» профессий. Это пожарные, сотрудники службы спасения, нефтяники, шахтеры, которым требуется не только физическая сила, выносливость и мужество, чтобы спуститься в шахту, войти в горящее здание или в разрушенное здание, но и стрессоустойчивость. Много мужчин занято в производстве, особенно в металлургии, нефтегазовой промышленности, машиностроении. Никогда не исчезнут с нашей земли настоящие мужчины, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные – настоящие рыцари!
Профориентационная игра «ПИРАМИДА» (для девочек)
Цели и задачи: расширение представлений о содержании профессий и профессионально важных качествах; помощь в осознании гендерных различий; опыт межполового взаимодействия; формирование позитивных установок по отношению к лицам другого пола; тренировка пространственной ориентации.
Необходимые материалы: 16 карточек к игре с номерами профессий и 16 карточек с названием профессий (Приложение 8), видео «Женские профессии», цветные карандаши или фломастеры.
Условия проведения игры: для двух команд необходимо составить столы в разных частях помещения так, чтобы дети могли сесть полукругом. Посередине помещения ставится общий стол, на котором разложены 16 карточек из пирамиды женских профессий номерами вверх.
Учитель: На прошлом занятии мы говорили о мужских профессиях и отгадывали эти профессии. Почему есть разделение на мужские и женские профессии? Сегодня мы продолжаем с вами игру «Пирамида». Тема – «женские» профессии.
У мужчин и женщин разные жизненные задачи, поэтому они отличаются не только внешне: они думают, действуют и воспринимают информацию по-разному. Для девушек и женщин естественно ухаживать за другими людьми, заниматься воспитывать и учить детей. Эти профессии требуют доброты, терпения, внимания к мелочам, общительности. Все эти качества заложены в женщинах от природы. Вот как с любовью и юмором пишет о девочках поэт в стихотворении «Какие бывают девочки?»
Бывают девочки худышками,
Бывают девочки толстушками,
Ещё бывают коротышками,
Ещё бывают хохотушками,
Порой с коротенькими стрижками,
Порой с весёлыми веснушками
Бывают девочки плаксивыми.
И задаваками обычными.
Но чаще всё-таки красивыми
И просто очень симпатичными!
Учитель: Как и в прошлый раз, вы будете отгадывать профессии по их описанию. Но сегодня это будут женские профессии. Для игры нам надо разбиться на две команды. Задача каждой команды – заработать больше очков, выложить правильно пирамиду с женскими профессиями; провести обсуждение в командах – не выкрикивать ответ без команды ведущего.
Правила игры:
1. Команда по жребию первая выбирает ячейку с номером (от 1 до 16).
2. Ведущий зачитывает вопрос, а игроки должны угадать профессию.
3. Время на обдумывание и обсуждение в команде – 20 секунд.
4. После сигнала «Стоп» команда дает ответ, обосновывая его (какие фразы, слова в вопросе помогли узнать профессию).
5. Если ответ верный, то команда получает балл, а представители команд подходят к столу, берут карточку с угаданной профессией и выкладывают на свое место (названный номер) в пирамиде женских профессий номером вверх. Игроки называют плюсы и минусы данной профессии.
6. Если ответ неверный, то ход переходит к другой команде.
7. Если ответ второй команды неверный, карточка остается на общем столе до конца игры и переходит на брейн-ринг.
8. Брейн-ринг: на оставшиеся на столе карточки с номерами задаются повторные вопросы. Отвечает то, кто быстрее поднимет руку. Команда получает балл за верный ответ. Если ответ неверный, отвечает игрок из другой команды.
9. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
10. За ответ без команды ведущего у команды балл снимается.
Схему пирамиды можно вывести на экран или изобразить на плакате.
Участники команд выкладывают на своих столах пирамиды, помещая треугольник с номером в нужное место.
ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ПИРАМИДА ЖЕНСКИХ ПРОФЕССИЙ»
Подведение итогов.
Команда, набравшая большее число баллов, объявляется победителем. Всем участникам вручаются памятные призы, а победившей команде – общий приз.
Завершение игры
Возьмите карандаши и нарисуйте на обратной стороне карточек орудия труда или предметы, указывающие на эти профессии (каждой команде по 8 профессий). Если кто-то закончит свою работу раньше, пусть поможет товарищам по команде. Примерное время работы – 10 минут.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что женщинам подходит работа, требующая внимания к деталям, наблюдательности, умения хорошо говорить и слушать, готовности помогать людям, любви к детям, доброты, терпения, уравновешенности, аккуратности, ответственности.
На наших занятиях мы говорили о «мужских» и «женских» профессиях. Но это деление достаточно условно – есть женщины, которые добиваются успеха в «мужских» профессиях, и есть мужчины, которые выбирают «женские» профессии. Мальчики и девочки, мужчины и женщины дополняют друг друга в игре и учебе, работе и семейной жизни. Вам предстоит учиться вместе еще много лет. Если вы будете во всем помогать друг другу, бережно, с уважением относиться к своим одноклассникам, зная и ценя различия между мальчиками и девочками, то всю жизнь будете вспоминать школьные годы, как самое счастливое время вашей жизни.
Игра способствует пробуждению профессиональных интересов и помогает уточнить смысл разных видов профессиональной деятельности. Методика представляет собой набор из двадцати цветных рисунков, на которых изображены люди, занятые каким-то делом (Приложение 9). Рисунки можно проецировать на экран.
Рисунки сгруппированы по четырем предметам труда:
ЧЕЛОВЕК
Мне нравится учить детей (Ч)
Я с готовностью ухаживаю за больными (Ч)
Мне нравится организовывать детские игры (Ч)
Мне нравится играть в «Магазин» (Ч)
Мне нравится играть с младшими детьми (Ч)
ИСКУССТВО
Мне нравится участвовать в спектаклях и концертах (И)
Мне нравится участвовать в выставках рисунков (И)
Мне нравится играть в кукольном театре (И)
Мне нравится рассказывать о произведениях искусства (И)
Мне нравится заниматься музыкой (И)
ТЕХНИКА
Мне нравится строить макеты зданий (Т)
Мне нравится играть в машиниста, водителя, летчика (Т)
Мне нравится собирать конструктор и лего (Т)
Мне нравится мастерить игрушки (Т)
Мне нравится ремонтировать технику (Т)
ПРИРОДА
Мне нравится лечить животных (П)
Мне нравится наблюдать за домашними животными (П)
Мне нравится ухаживать за растениями (П)
Мне нравится ухаживать за животными (П)
Мне нравится выращивать деревья и цветы (П)
Детям задается вопрос: "Что делают люди на рисунке? Кому нравится заниматься этим делом?"
Использовать методику можно в групповой и индивидуальной работе, вручая детям, выбравшими картинку, жетон с соответствующей буквой, обозначающей предпочитаемый предмет труда. Пять жетонов одного вида у одного ученика могут свидетельствовать о наличии у него профессиональных интересов. В этом случае можно поинтересоваться, кем хочет быть ученик, какая профессия ему нравится, что он знает об этой профессии.
Затем ведущий объясняет, что означают буквы на жетонах, знакомя детей с понятием "предмет труда", представления о котором затем будет развиваться на занятиях с использованием Матрицы профессий.
Матрица профессий представляет собой поле формата А3, состоящее из 36 клеток (шесть на шесть). По горизонтали указаны шесть объектов, или предметов труда («человек», «техника», «искусство», «информация», «продукция», «природа»), а по вертикали – шесть видов труда («обучение», «обслуживание», «защита», «управление», «производство», «конструирование») (Приложение 12).
В ходе работы уточняется значение этих понятий, затем каждый ученик выбирает конкретный вид и объект труда, и на пересечении этих двух колонок читает названия профессий, соответствующих его запросам. Образно говоря, методика позволяет выбрать профессию «с первого взгляда». Расширение спектра предметов труда по сравнению с известной типологией Е.А. Климова позволяет более точно определить сферу профессиональных интересов, а выбор вида труда сужает поле выбора до конкретных профессий. В Матрице профессий указано около ста профессий. В комплект входит набор карточек с изображением представителей профессий на одной стороне (Приложение 10) и загадками об этой профессии на другой стороне (Приложение 11).
Играть можно индивидуально, в микрогруппах по 4-5 человек или всем классом. Учитель показывает карточку с изображением представителя профессии (или выводит изображение на экран), зачитывает загадку и спрашивает, как называется эта профессия. Игрок, первый давший правильный ответ, получает карточку. Затем надо найти в Матрице профессий соответствующую клетку и положить на нее карточку или фишку (остальные участники).
Оптимальной является работа в микрогруппах. В этом случае побеждает команда, у которой больше всего клеток матрицы закрыто карточками с изображениями представителей профессий.
Игру целесообразно проводить в конце четвертого класса, когда учащиеся имеют представление о профессиях, представленных в Матрице профессий.
Заключение
Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Профессиональная ориентация школьников является составляющей частью деятельности общеобразовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся, становлению личностных качеств.
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.
Настоящие методические рекомендации помогут учителям в активизации процесса познания школьниками мира профессий и труда.
Класс | Материалы | Видео |
2 | ||
3 | Волшебный магазин | |
4 | Мужские и женские профессии |